Люк Пламондон
Один из самых известных франкоязычных либреттистов и авторов текстов к песням,
соавтор таких известных мюзиклов, как "Стармания" и "Собор Парижской Богоматери"
Люк Пламондон родился 2 марта 1942 года в городе Сен-Реймон де Портнеф
(St-Raymond de Portneuf) канадской франкофонной провинции Квебек.
После обучения в иезуитской семинарии Квебека, став бакалавром
педагогики, Люк Пламондон в разное время брал самые различные курсы: литературы
- в Монреале, истории искусства - в Луврской Школе (l'Ecole du Louvre) в Париже,
английского языка - в Колледже Западного Лондона (West London College). Все это
время он сочинял - сочинял тексты к песням и пьесы. Несколько раз он отправлял
свои работы на Конкурс канадской песни - однако без успеха.
В 1969 году, увидев на Бродвее мюзикл "Hair", Пламондон понял, в
чем его призвание. Музыкальный театр!
Вернувшись в 1970 году в Квебек, Пламондон стал понемногу набирать
вес как автор текстов к песням - с ним стали работать такие певцы, как Жюльен
Клерк (Julien Clerc), Николь Круазий (Nicole Croisille), Джонни Холлидей (Johnny
Halliday). Первым его крупным успехом стала песня "Dans ma Camaro...",
исполненная в том же 1970 году Стивом Физе (Steve Fiset). Пламондон сформировал
свой стиль; его тексты, далекие от высокой поэзии, состояли из простых слов,
соединенных простыми рифмами и были почти примитивными, однако, может быть,
именно поэтому имели большой успех - они были понятны всем и говорили на
доступном языке.
В 1978 году, после многих лет работы в сотрудничестве с французским
композитором Мишелем Берже (Michel Berger), Люк Пламондон выпустил в свет свой
первый мюзикл - "Стармания" ("Starmania"). Первоначально мюзикл появился в виде
концепт-альбома; исполнителями стали тогда еще молодые и сравнительно
неизвестные певцы Франции и Квебека, которых впоследствии ждала блестящая
карьера - Даниэль Балавуан (Daniel Balavoine), Диана Дюфресн (Diane Dufresne),
Франс Галл (France Gall), Фабьен Тибо (Fabienne Thibault), Клод Дюбуа (Claude
Dubois) и Нанетта Уоркман (Nanette Workman). Многие песни этого альбома стали
настоящими хитами. В 1979 году состоялась премьера спектакля во Дворце Конгессов
в Париже в постановке Тома О'Хоргана (Tom O'Horgan). Мюзикл рисовал картины
отдаленного в те годы будущего и показывал, что и в 2000 году людей будут
волновать те же проблемы, что и всегда. Спектакль не имел того успеха, который
имел диск, однако в 1979 году "Стармания" принесла Люку Пламондону целых две
награды "Феликс" ("Felix") - в номинации "Песня года" (за песню "Блюз
бизнесмена" ("Le blues du businessman")) и в номинации "Альбом года". После
постановки спектакля в Квебеке в 1981 году либреттист получил еще два "Феликса"
- в номинациях "Альбом года в стиле рок" и "Спектакль года".
В 1988 году мюзикл "Стармания" был поставлен вновь - на этот раз режиссером
Льюисом Фюре (Lewis Furey). В 1992 году была предпринята адаптация мюзикла для
англоязычного зрителя знаменитым либреттистом
Тимом Райсом. Диск
"Магнат" ("Tycoon"), записанный звездами британской поп-музыки, был прекрасно
принят во Франции, однако сам спектакль на английском языке оказался не слишком
жизнеспособным. Он был показан только в Париже - некоторое время его играла раз
в неделю французская труппа. Но ни в Уэст-Энде, ни на Бродвее "Tycoon" не был
поставлен. Тем не менее, мюзикл "Стармания" продолжает жить - в 2000 году
открылась очередная версия спектакля.
В 1984 году Люк Пламондон сочинил тексты песен к мюзиклу "Лили
Пассьон" ("Lily Passion") совместно с Барбарой, иполнившей в нем заглавную роль,
а в 1985 году - на этот раз совместно с Анджело Финальди (Angelo Finaldi) -
тексты к "анимационной опере" "Диоксин де Карбон и его розовый луч> ("Dioxine de
Carbone et son rayon rose", в данном случае - Диоксин де Карбон это имя
собственное; дословно - "Углекислый газ").
В 1990 году увидела свет другая рок-опера Люка Пламондона -
"Легенда о Джимми", созданная им совместно с тем же Мишелем Берже. Спектакль,
рассказывавший историю жизни и смерти известного певца Джеймса Дина, был
поставлен в театре Могадор (Париж) режиссером Жеромом Савари (Jerome Savary). Во
Франции шоу продержалось недолго; в Квебеке его приняли лучше.
Следующая работа Пламондона - пьеса "Санд и романтики" ("Sand et
les romantiques") имела особое значение; именно в процессе ее создания возник
творческий дуэт Люк Пламондон - Риккардо Коччианте, в 1998
году потрясший Францию, а затем и весь мир мюзиклом "Собор Парижской Богоматери".
Работа над мюзиклом продолжалась три года. Его авторы обратились к
роману Виктора Гюго в поисках простого, но сильного сюжета, которой был бы
известен во всем мире. Как и прежде, концепт-альбом был выпущен задолго до
постановки мюзикла на сцене и имел фантастический успех. Когда же спектакль был
поставлен - сначала во Франции и в Квебеке, а затем и в Лондоне, уже на
английском языке, Пламондона и Коччианте ждал настоящий триумф; несмотря на то,
что взыскательная критика Уэст-Энда отнеслась к спектаклю скептически, мнение
европейской публики было единодушно. Позднее были осуществлены постановки в
Италии, Испании, Нидерландах и России. "Собор Парижской Богоматери" принес своим
создателям не только мировую славу, но и множество наград; в 1999 году "Belle"
была признана "песней года" и получила награду "Виктуар" ("Victoire"), сам
спектакль стал "мюзиклом года", песня "Le temps des cathedrales" также получила
"Феликса" в номинации "песня года". Кроме того, в этом году альбом "Собор
Парижской Богоматери" стал самым продаваемым диском среди записей, сделанных на
французском языке.
Параллельно Люк Пламондон продолжал сочинять тексты песен - в том
числе для Селин Дион и звезд "Собора Парижской Богоматери" Брюно Пельтье и Гару
(ставшие хитами песни "Один" ("Seul") и "Цыганка" ("Gitan")), а также для многих
других.
В 2002 году "Собор Парижской Богоматери" открылся в Москве. Люк Пламондон,
увидевший российскую постановку за три дня до премьеры, высоко оценил работу
московской труппы. "В русской версии есть очень важная вещь, которую я раньше
видел только в испанском варианте - это настоящая страсть. И русские актеры не
играют, а проживают свои роли. Но и, безусловно, с точки зрения вокала и голосов
эта версия - одна из самых сильных. Это не может не произвести впечатления", -
сказал поэт в интервью телекомпании
"Эхо".
Последняя работа Люка Пламондона как либреттиста - мюзикл по
мотивам сказки о Золушке "Синди" ("Cindy").
(автор Наталья Карпова www.musicals.ru/pers/plamondon.php)
|